[Груз. ლეონიდე] (Окропиридзе Лонгин Соломонович) (15.02.1861, с. Дисеви Горийского у. Тифлисской губ.- 11.06.1921, Тифлис), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921). Л. род. в христ. семье; его дед, Давид, был священником в с. Дисеви, крупном христ. центре Шида-Картли. В селе сохранилось более 35 церквей, самые известные Дзелицховели (в честь Животворящего Древа Господня) (IX в.) и во имя Пресв. Богородицы (XI в.). Благотворное влияние на формирование христ. мировоззрения Л. оказал его дядя, еп. Абхазский (позже Гурийско-Мингрельский) свт. Александр (Окропиридзе), занимавшийся образованием племянника. В 1867 г. Лонгин был зачислен в Горийское ДУ и находился под непосредственным присмотром свт. Александра. Мальчик часто прислуживал дяде во время архиерейских богослужений. Согласно воспоминаниям Л., однажды он услышал внутренний голос, зовущий его на служение Церкви в сане священника. По словам Л., с этого момента «голос в нем не умолкал, а все более и более побуждал к решительному шагу». Лонгин решил сначала получить высшее богословское образование, затем принять священный сан. В 1879 г. юноша поступил в Ставропольскую ДС, затем учился в Киевской ДА (1884-1888), к-рую окончил со степенью кандидата богословия. Значительное влияние на него во время учебы оказывал ректор академии еп. Каневский Сильвестр (Малеванский). 29 июня 1887 г. в пещерах Киево-Печерской лавры Лонгин принял постриг, имя Леонид выбрал себе сам. Из письма Лонгина свт. Александру, написанного за неск. недель до пострига, известно, что юношу в этот период по протекции наместника лавры архим. Иувеналия (Половцева) (впосл. архиепископ Литовский и Виленский) окормлял «один монах-отшельник» из Киево-Печерской лавры. 2 мая 1888 г. Л. был рукоположен во иерея.
Л. вернулся в Тифлис и 20 окт. 1888 г. был назначен инспектором школ Общества восстановления правосл. христианства на Кавказе (до 1896). В его ведении находились школы в регионах Вост. Грузии: Мтианети, Пшав-Хевсурети, Мтиулет-Гудамакари, Ардон-Алагирском ущелье и Саингило. 1 нояб. 1892 г. Л. был возведен в сан игумена и назначен настоятелем мон-ря Зедазени, 24 нояб. 1893 г.- мон-ря Хирса с возведением в сан архимандрита. 24 сент. 1896 г. утвержден членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы (до 1897) и председателем Комитета по правке духовных книг. В 1897 г. назначен настоятелем мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи.
19 апр. 1898 г. хиротонисан во епископа Горийского, 1-го викария экзарха Грузии. Чин хиротонии совершили в тифлисском кафедральном соборе Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы) экзарх Грузии архиеп. Флавиан (Городецкий), еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе), еп. Алавердский Виссарион (Дадиани) и др. С 12 авг. 1900 г. епископ Имеретинский. В первый же год архипастырского служения Л. проехал по всей епархии, занимаясь восстановлением храмов и содействуя открытию церковных школ.
Л. был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В периодике того времени он размещал исследования, касающиеся истории и устройства ГПЦ до ее вхождения в состав РПЦ, печатал полемические письма, обличал антигруз. направленность политики некоторых экзархов Грузии («Отче, редактор!» 1906. С. 15-16; Ошибкав вопросе об автокефалии Груз. Церкви. 1906. С. 6-8 и др.). Его т. зр. оказала значительное влияние на груз. общественность. В 1906 г. участвовал в проходивших в С.-Петербурге заседаниях 2-го отдела Предсоборного присутствия РПЦ, на которых в т. ч. решался вопрос об автокефалии ГПЦ (2 июня - 13 дек.). Выступая 2 июня, он аргументированно доказал правомочность восстановления автокефалии (Журналы и заседания. С. 1-2). Также Л. был сторонником идей движения «Тергдалеулеби», возникшего в 60-х гг. XIX в. среди части груз. интеллигенции, получившей образование в России. Оно ставило такие задачи как служение Родине, защита интересов груз. народа и др. (подробнее см. в статьях Грузия, Илия Чавчавадзе).
С 1 февр. 1908 г. епископ Гурийско-Мингрельский. Л. не одобрял русификацию образования в Грузии. Большое внимание уделял вопросу изучения груз. языка и груз. церковного пения в духовных школах. Под его председательством была учреждена комиссия, которая разработала новую программу обучения груз. языку; также Л. создал хор под упр. А. Кавсадзе, к-рый исполнял грузинские церковные песнопения на богослужениях в тифлисских церквах. Л. имел попечение о груз. монахах, изгнанных из некогда принадлежавшего грузинам Иверского монастыря на Афоне, он предоставил им место в мон-рях в пуст. Гареджи.
На Соборе ГПЦ, прошедшем 12 марта 1917 г. в патриаршем кафедральном соборе Светицховели в Мцхете под председательством Л., он зачитал решение о восстановлении автокефалии ГПЦ. Л. был назначен председателем Временного управления ГПЦ, в состав к-рого вошли еп. Горийский Антоний (Гиоргадзе), протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе, св. Полиевкт Карбелашвили, свящ. Василий Карбелашвили (см. в ст. Карбелашвили) и др. На следующий день Л. оповестил о принятом постановлении представителя Особого Закавказского комитета (высший орган Временного управления в Закавказье) Б. Хатисова и экзарха Грузии архиеп. Платона (Рождественского) (Тбилисский гос. музей литературы Грузии им. Г. Леонидзе. Ф. прот. Н. Талаквадзе. Ед. хр. 25995. Л. 7-8). Церковная власть в Закавказье была разделена: грузинские приходы отошли в юрисдикцию ГПЦ, признанной Временным правительством, негрузинские, в т. ч. и русские - в ведение новообразованного Кавказского Экзархата РПЦ (подробнее см. в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви).
15 авг. 1917 г. Л. был избран митрополитом Тифлисским ГПЦ и местоблюстителем престола католикоса-патриарха всей Грузии. 23 авг. 1917 г. митр. Платон покинул Тифлис, его дворец заняли члены Временного управления ГПЦ во главе с Л. 8-17 сент. в Тифлисе прошел Собор ГПЦ и была утверждена автокефалия Церкви, избраны католикос-патриарх всей Грузии свт. Кирион III (II) (Садзаглишвили) и архиереи, учреждены новые епархии. С 17 сент. 1917 до 23 февр. 1919 г. Л. занимал должность временно исполняющего обязанности главы Церкви в период ее вдовства. 8 июня 1918 г. была образована Грузинская демократическая республика, социал-демократическое правительство отделило Церковь от гос-ва, в школах были отменены уроки Закона Божиего.
После убийства свт. Кириона III (II) 27 июня 1918 г. Л. исполнял обязанности местоблюстителя Патриаршего престола. 28 нояб. 1918 г. Католикосский совет ГПЦ принял решение утвердить Л. католикосом-патриархом всей Грузии без выборов, на основе голосования, прошедшего на 1-м церковном Соборе (сент. 1917), когда Л. получил 280 голосов и занял 2-е место после свт. Кириона III (II). Интронизация Л. состоялась 23 февр. 1919 г. в Светицховели. Правительство назначило специальный поезд из Тифлиса до Мцхеты для желающих присутствовать на интронизации. В первосвятительском слове Л. как духовный наставник народа, только что обретшего независимость, отметил, что: «свобода значит все и для каждой личности, и для всего народа, но мы должны знать, что свобода весьма хрупка по своей природе - она обитает только там, где есть Дух Господень» (Арх. Груз. Патриархии. Ф. католикоса-патриарха Леонида (Окропиридзе). Ед. хр. 6443).
В период своего предстоятельства Л., как и свт. Кирион III (II), стремился вернуть ГПЦ то положение, которое у нее было до утраты автокефалии в нач. XIX в., восстановить исторические связи с др. Поместными Православными Церквами и с инославными конфессиями. 5 авг. 1919 г. Л. в открытом послании (№ 3949) ответил на письмо патриарха всея России свт. Тихона, направленное 29 дек. 1917 г. свт. Кириону III (II), Л. и др. груз. архиереям, в к-ром свт. Тихон признавал правомерность постановки вопроса о восстановлении автокефалии ГПЦ, но осудил самочинный характер этого деяния (на основе 9-го, 13-го и 16-го правил Антиохийского Собора). Л. указал на незаконное и насильственное упразднение автокефалии ГПЦ в 1811 г. светской властью (Послание Святейшего Леонида, католикоса-патриарха всей Грузии. 1920). Католикосы-патриархи сщмч. Кирион III (II) и Л. обращались к К-польскому патриарху Василию II, Римскому папе Бенедикту XV, католикосу всех армян Геворгу V, однако поддержки не получили. В 1920 г. в Тифлис прибыл представитель Римско-католической Церкви, к-рый предложил Л. признать главенство Римского папы. Несмотря на отказ, в том же году Ватикан назначил еп. Г. Н. Мориондо (в 1921 еп. А. Сметса) своим представителем на Кавказе и в Крыму и прислал в Грузию под видом археологов и палеографов группу иезуитов для пропаганды католицизма. Действия Ватикана не увенчались успехом, и в 1924 г. еп. А. Сметс покинул Грузию (Скурат. ИППЦ. 1994. Т. 1. С. 46-47).
Л. стремился к единству Церкви и груз. общества. В окт. 1919 г. он с пастырским визитом посетил Сухумо-Абхазскую епархию ГПЦ, встретился с паствой, груз. военными, призывая к объединению во имя гос. интересов.
25 февр. 1921 г. Тифлис был занят войсками Красной армии, в городе была установлена власть большевиков. Л. временно перенес резиденцию в Кутаис, взяв с собой наиболее значимые святыни ГПЦ. 13 апр. вернулся в столицу. 15 апр. Ревком Грузии объявил ГПЦ незаконной организацией. Началась конфискация имущества ГПЦ, храмы и мон-ри закрывали в адм. порядке, духовенство преследовали (Хронологический сб. законов. 1959).
Л. вместе с паствой переживал тяготы времени. Когда в Тифлисе была эпидемия холеры и было трудно найти чистую воду, келейники предложили Л. принести воду из источника, на что он ответил: «Я буду пить ту же воду, что и мои духовные чада» (Талаквадзе Н. Мемуары // Гос. музей лит-ры им. Г. Леонидзе. Ед. хр. № 025995. Тетр. № 3). Л. заразился холерой и скончался 11 июня 1921 г. Он был похоронен в кафедральном соборе Сиони в Тифлисе, на похоронах присутствовали неск. сотен чел.
В Грузии и ГПЦ существует особое отношение к Л.: в условиях разрыва молитвенного общения с РПЦ и др. Церквами, несмотря на влияние Запада, смену курса гражданской власти и гонения на Церковь, он сумел сохранить автокефалию ГПЦ. В кон. XX - нач. XXI в. в груз. периодике и в виде отдельных изданий были опубликованы мн. проповеди Л., его полемические и исторические сочинения.